Что такое интеллект? Толковый словарь трактует это слово как «понимание, рассудок». Вне всякого сомнения, рассудок — необходимая в нашей жизни «вещь». Однако от него ли в первую очередь зависит внутренняя свобода человека, и если да, то приводит ли такая свобода к нравственным поступкам?
Попробуем обратиться к источнику, нравственная ценность которого для подавляющего числа людей является бесспорной, — к Евангелию. Зададимся вопросом: разве почитаемые всем христианским миром ученики Сына Божьего Иисуса Христа, призванные им для служения, были высокоинтеллектуальными людьми? Ничуть не бывало! Никто из них, кроме, пожалуй, Иуды Искариота и Апостола Павла (который прямым учеником Христа не являлся), не обладал этим качеством. Все они были простыми людьми из народа, именно такие и были нужны Сыну Божьему. Чем и как кончил «интеллектуал» Иуда, всем нам хорошо известно. Его умственные способности оказались одним из тех качеств, которые подвигли его на предательство. Скромная жизнь показалась ему недостойной и Учителя, и его самого, Иуде захотелось большего.
Образованный и интеллектуальный фарисей Савл все свои устремления направлял на борьбу с Учением Иисуса и развенчание христианства, и опять-таки не интеллект послужил «стимулом» для изменения, а глубокое духовное переживание. Именно это чудесное прозрение сделало из фарисея Савла великого Апостола Павла, подвижника и последователя Христа.
Для того чтобы подтвердить нашу мысль, можно обратиться и к временам не столь отдалённым. Вспомним высокоодарённых учёных, создавших под руководством американского физика Роберта Оппенгеймера страшное оружие — атомную бомбу. Разве могли они не понимать, что их работа может привести к планетарной катастрофе? Не могли! Тем не менее это их не остановило. Конечно, нужно отдать должное некоторым из них, в частности Альберту Эйнштейну, сумевшему распознать чудовищность созданного ими монстра, но озарение пришло к нему уж точно не через рассудок. Рассудок, интеллект, доминирующий над духом, сам по себе уже является «разрушительным оружием» для внутреннего мира человека.
К сожалению, вся наша система образования и воспитания построена по принципу развития интеллекта, то есть рассудка, и почти полного пренебрежения тем, что мы называем «нематериальными ценностями», — культурой, этикой, нравственностью. Подавляющее большинство юношей и девушек, окончивших школу, ставят перед собой жизненные цели, в которых духовная составляющая их бытия оттеснена на задний план. В связи с этим шансы у молодёжи развить в юном возрасте принесённые с собой духовные качества оказываются минимальными.
И давайте спросим себя: что же ждёт наше общество в будущем, на что мы можем рассчитывать? Ответ, к сожалению, будет неутешительным, но винить нам в этом некого, кроме самих себя. Люди, забывшие свои духовные истоки, вряд ли имеют право на «снисходительность» к ним со стороны Высших Законов. Времени на раздумья остаётся всё меньше. Пропасть, в которую нам, вероятно, предстоит свалиться, всё ближе, но мы её не замечаем. Не пора ли проснуться, пока надежда, быть может, ещё не совсем потеряна?..
Виктор Краснобаев
|